Страницы

среда, 17 октября 2012 г.

Его Величество руководитель или каким не должен быть руководитель

Руководитель - ключевая фигура в любом коллективе. Именно от него зависит качество и эффективность работы, достижение запланированных результатов, успех или неудача. Педагогические коллективы в российских образовательных учреждениях обуславливают двойную задачу для руководителя: достижение должных отношений с коллегами и умение построить продуктивную работу своих подчиненных.  
Если руководитель начинает применять давление по отношению к коллективу, это приводит к уменьшению уровня продуктивности работы подчиненных, снижению их мотивации, подавленному состоянию работников и т.д. Причины такого поведения со стороны руководителя могут быть различными: боязнь потерять свою должность, личная неприязнь, задетое самолюбие (в том случае, если работник в чем-то превосходит самого руководителя) и др.

Методы борьбы, с помощью которых руководитель вынуждает работника уволиться, могут быть довольно коварными. Для этого руководитель зачастую начинает открыто провоцировать на конфликт конкретного человека или группу людей, внушая им мысль об увольнении по собственному желанию. Самые некомпетентные руководители для этих целей используют прямые оскорбления, не задумываясь об эмоциональном состоянии коллектива.
Почему руководитель провоцирует конфликт? С помощью него он неосознанно пытается повысить значимость для самого себя, субъективно полагая, что это поможет сохранить, а также в очередной раз доказать его «незыблемый» авторитет. Однако вместо этого в лице коллектива он становится не только некомпетентной, но и нежелательной персоной на рабочем месте, вызывая со стороны работников лишь негатив. Провоцируя конфликт, мало кто из руководителей задумывается о том, насколько может быть опасна данная тактика.
Многочисленные медицинские исследования показывают, что давление на работе со стороны руководства приводит к значительным психическим и даже физическим травмам сотрудников. Работник, подвергающийся такому давлению, становится эмоционально и психологически нестабильным - он вынужден тратить всю свою энергию на доказывание коллективу своей социальной и профессиональной состоятельности. Когда давление усиливается, сотрудник оказывается в информационном вакууме и социальной изоляции, не получая положительных оценок о своих действиях. Все, что его беспокоит – это сомнения и постоянно усиливающийся страх.

Компетентный руководитель – сложно ли это?

Компетентный руководитель должен заботиться, в первую очередь, не о самом себе, а о стабильном эмоциональном состоянии своих подчиненных. В педагогическом коллективе особо остро стоит проблема создания и поддержания правильных морально-психологических основ профессионально-делового общения. Важную роль в этом играют как стиль отношений в коллективе (формальный или неформальный), так и состояние психологического климата (положительного или отрицательного).
Признак профессионализма руководителя в педагогическом коллективе – умение слушать и вести диалог, взаимопонимание и терпимость в общении. Чтобы иметь под собой надежную «основу» в виде верных подчиненных, необходимо использовать компетентный подход. Он должен быть положен в основу содержания современного образования и согласно которому можно не только сохранить, но и еще раз доказать свой авторитет среди коллег.
Компетентный подход можно отнести к современным педагогическим технологиям. В него входят как профессиональные компетенции, так ключевые и базовые, без которых руководитель педагогического коллектива не может считаться профессионалом. Одной из важнейших компетенций в построении рабочих задач, которая не всегда упоминается и учитывается, является человеческая компетентность – любовь к человеку, уважение чужого мнения, не выделение и создание определенной структуризации коллектива, а единение и сохранение единого уровня всех подчиненных.
В современных организациях все чаще в целях сохранения эмоциональной стабильности коллектива применяется целая система специальных мероприятий, направленных на сплочение сотрудников и создание единой команды. Такие мероприятия являются, в первую очередь, своеобразной профилактикой конфликтных ситуаций. К ним можно отнести как привычные корпоративные вечеринки, так и деловые совещания, организуемые между руководителем и сотрудниками, а также многое другое.
Внимательное отношение руководителя к состоянию психологической комфортности педагогического коллектива, а также комплексный подход к образованию сплоченности и развитию толерантных отношений позволит в значительной степени повысить эффективность работы каждого сотрудника и всего коллектива в целом, совершенствуя подход к профессии педагога.
А, может быть, в наше время перехода на новый экономический уровень развития человек – орудие труда, и данный портрет руководителя – это неотъемлемая часть развития современного общества нашей страны?..

1 комментарий:

  1. Да, руководителю стоит очень много иметь руковадительских черт и правильно распологать к себе людей.

    ОтветитьУдалить