Страницы

суббота, 6 октября 2012 г.

Волонтерство: помощь другим или самому себе? Записки Правдивого Человека

Волонтерство - что это такое на самом деле? Тысячи людей из Европы стремятся, скажем, в Африку для того, чтобы спасать тех людей, кому "действительно это нужно". Радостные, они верят в то, что творят настоящие чудеса, наполняя и делая счастливее жизнь нуждающихся на месяц, на два, на три. Максимум - на год.
Как это делают европейцы? (американцы, русские - нужное подчеркнуть. Хотя нет, русские редко соглашаются на волонтерство. Априори.) Заключают контракт на определенный промежуток времени и едут на другой конец света - восхищенные, радостные и свято уверенные в том, что это и есть - настоящее бескорыстное добро. 
Стоп.
Кто вам сказал, что оно бескорыстное? 
Пример.
Я живу в Европе. У меня нервная работа, куча проблем, а дома и того хуже - мне там покоя не дают. Хоть ночуй в офисе, честное слово. Первое, к чему я прихожу - это к тому, что мне нужен отпуск. Срочно. Или, что еще лучше, бессрочно. Хотелось бы, конечно, солнышка и море под боком, но так я не буду чувствовать себя уж полностью счастливым. Хорошо бы провести это время не только "вкусно", но и полезно. 
Так я прихожу к мысли о том, что если рядом со мной будет кто-то, эмоционально или физически чувствующий себя хуже, чем я (или ему просто в жизни повезло намного меньше: он беден, бездомен, он живет на другом конце земли и не знаком с последними благами человечества. И, о боги, он даже ни разу не видел ipad!), мне станет лучше. Легче. Свободнее. Подсознательно. Может быть, я этого не буду даже этого осознавать.

Как это работает?

1. Все надоело, мне плохо. Мое окружение меня разрушает.
2. Я начинаю поиск решений.
3. Я пробовал брать отпуска (и не раз!) и понимаю, что они дают слишком кратковременный эффект. Кроме того, я не получаю никакого эмоционального всплеска за это время и возвращаюсь к своей рутинной работе ровно на ту точку, с которой начал.
4. Мне это не нравится, это не дает радости и полного наслаждения жизнью, мне нужна эмоциональная отдача от кого-то другого, и я начинаю думать о волонтерстве. Ведь кто, если не нуждающиеся, будут так рады моей помощи! Ищу подходящие программы, радостно еду помогать, но при этом я точно знаю, что это делаю это не ради себя, а ради других (только я еще не знаю, насколько сильно я в этом ошибаюсь. Все обстоит абсолютно иначе: я делаю это не ради них, а ради себя, чтобы сделать лучше, в первую очередь, только себе).
5. Моя программа волонтерства подходит к концу, я эмоционально удовлетворен и счастлив. Пора возвращаться домой. Меня снова ждет рутинная работа, обычная жизнь и мой родной дом. 
6. Моя эмоциональная насыщенность постепенно растрачивается, и я начинаю чувствовать духовное опустошение. Это опустошение приводит к практически гарантированной депрессии: я хотел избавиться от своей проблемы, но решение для этого получил всего лишь кратковременное. Как так? Ведь я так искренне надеялся, что если помогу кому-нибудь, мне станет лучше (вот, вот оно!). Но мне не стало. Сейчас мне только хуже. Я полностью эмоционально подавлен.
Именно поэтому я не работаю волонтером. Я не хочу быть эгоистом, наполняющим себя и свое внутреннее посредством несчастья других и эмоционального подпитывания.

Я делаю по-другому. Каждый раз по пути на работу просто помогаю тем, кто встречается мне по пути. Здесь много бедных, и каждого из них я знаю в лицо. У них грустные лица и уставшие от жизни глаза. На их лице почти никогда не встретишь улыбку.
Мы здороваемся, разговариваем, я им даю еду и вещи. 
Все просто. 

А теперь представьте, как бы изменился мир, если бы это делал каждый?..

Комментариев нет:

Отправить комментарий